Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Вот и подошла к концу выставка-ретроспектива художника-сюрреалиста Рене Магритта (30 января 2022 года последний день). Кто не успел, тот еще не совсем опоздал, потому что потом более 90 работ, включая картины, фотографии и фильмы, повезут из Мадрида в Caixaforum Барселоны.
Магритта знают все, даже те, кто думают, что не знают. Помните картину «Поцелуй», где лица мужчины и женщины завернуты тканью? Эта картина Магритта стала внезапно очень популярной в наши пандемические времена. Нет, «Поцелуя» на выставке не было, но обо всем попорядку…
Рене Магритт родился в Лессине, Бельгия, в 1898 году. В феврале 1912 года случилась беда — его мать утопилась. Когда тело извлекли из реки, мокрая ночная рубашка закрывала ее голову. Магритт никогда не афишировал трагедию на публике, жене рассказал о случившемся только под конец жизни, не хотел, чтобы его творчество «психоанализировали».
Рене Магритт – фундаментальная фигура в развитии сюрреализма, учился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, признавался, что занятия посещал нерегулярно. Сначала писал в стиле импрессионизма, привлекали его также футуризм и кубофутуризм. Решающим событием в развитии творческой карьеры для него стало открытие в 1923 году метафизической живописи Джорджо де Кирико, репродукции картины «Песнь любви».
Приблизительно в 1924–1925 годах Рене знакомится с писателем Полем Нуже, который станет близким другом и наставником. В конце 1925 года пишет ранние сюрреалистические работы под влиянием Де Кирико и Макса Эрнста.
В сентябре 1927 года переезжает к жене Жоржетте, на окраину Парижа, до 1930 года. В этот период он поддерживает контакты с некоторыми участниками группы парижских сюрреалистов.
Весной 1933 года состоялась первая персональная выставка Магритта во дворце изящных искусств в Брюсселе. В 1938 году он проводит конференцию «Линия жизни» в Музее изящных искусств Антверпена. В декабре 1965 года на инаугурации ретроспективы Рене Магритта в МОМА в Нью-Йорке присутствует сам художник. В июле 1967 года у Магритта диагностирован запущенный рак поджелудочной железы, от которого он умер 15 августа в возрасте 68 лет. Незадолго до смерти Магритт признался, что «так и не понял причины, по которой мы живем и умираем».
Если знать только одну картину Магритта, она покажется неразрешимой загадкой. Выставка же почти 100 работ позволяет проследить ход его мыслей. Сам художник объяснял: «Со времени первой выставки, 1926 года, я написал тысячу картин, но придумал не более сотни тем. Тысяча картин это результат того, что я часто писал вариации собственных идей.»
Магритт всегда определял свою живопись как «искусство мышления». Его постоянной целью было думать и заставлять думать о самой живописи и ее отношении к реальности. На его картинах всё не то, чем кажется. Магритт использует целый ряд ресурсов, чтобы обмануть наши ожидания и заставить задавать вопросы о том, что мы видим.
В Тиссене картины Магритта разложили по полочкам разделили по темам:
1. Могущество мага
Автопортреты, выходящие за рамки привычного жанра. Магритт не намерен, подобно другим живописцам, изучать собственную физиономию или рассказывать о своей жизни. Он представляет фигуру художника как мага, наделенного сверхспособностями. Понятие мага здесь нарочито двусмысленно: колдун ли он, способный на настоящие чудеса, или фокусник с репертуаром трюков? В отличие от Андре Бретона и других сюрреалистов, Магритт предлагает в автопортретах ироничное отношение к мифу о творческом гении.
2. Образ и слово
Второй раздел посвящен использованию слов в живописи.
Когда художник жил в Париже (1927–1930), он вводил в картины слова, написанные школьной каллиграфией, которые сочетались с фигуративными изображениями или заменяли их. Магритта вдохновляли дидактические материалы, где каждое изображение предмета сопровождается названием, но его изображения и названия редко согласуются друг с другом. «Речь идет, — поясняет художник, — о том, чтобы называть изображения предметов именами, отличными от тех, которые им обычно даются… если назвать ботинок ботинком, то это неинтересно.» Названия Магритта призваны вводить в заблуждение и таким образом защищать картины от банальных интерпретаций.
3. Фигура и фон
Третий раздел выставки исследует влияние коллажа на творчество Магрида. Макс Эрнст называл картины Магритта «коллажами, нарисованные вручную», ведь его живопись часто имитирует вырезанную и наложенную бумагу, он играет в переворачивание фигуры и фона, превращает твердые тела в пустоты, в дыры, через которые появляется вид. Мы смотрим на пейзаж или просто на кусочек неба сквозь очертание птицы, лодки, человека в котелке…
4. Картина и окно
В четвертой части изучается частый мотив в живописи: картина в картине. Магритт использует его с систематической двусмысленностью, заставляя нас сомневаться, является ли включенная картина картиной, пустой рамой, нишей в стене или окном. С момента изобретения перспективы в эпоху Возрождения картину сравнивают с открытым окном. Иногда Магритт воспринимает это сравнение буквально и доводит его до абсурда. Если понимать картину как окно, то, кажется, идеальная картина была бы совершенно прозрачной, невидимой. Совершенство картины состояло бы в исчезновении. Но Магритт ищет не внезапное или окончательное отсутствие, а постепенное исчезновение, которое заставляет сомневаться, действительно ли мы видим то, что нам кажется.
5. Лицо и маска
Фигура сзади, скрывающая от нас лицо, выполняет функцию своеобразного представителя зрителя внутри картины. Но у художника есть и другие способы скрыть лица своих персонажей, например, закрыть их каким-нибудь предметом, поставленным перед ним, или накрыть головы белой тканью. Точно так же, как Магритт прячет лицо там, где мы ожидали его найти, в других случаях он проецирует его, как некую маску, на другие участки тела или на какой-либо предмет или даже на пейзаж.
6. Mимикрия
В шестом разделе речь идет об увлечении Магритта мимикрией как склонностью существ маскироваться под окружение и даже растворяться в пространстве. Силуэт птицы наполняется небом, парусник приобретает цвет и фактуру морских волн, а плоть обнаженного тела синеет, сливаясь с воздухом. Мимикрия воплощает тенденцию организма подчиниться страху и раствориться в нем; но в работах Магритта есть противоположное движение, с помощью которого художник извлекает предмет или тело из его обычного контекста и помещает в странную среду.
7. Мания величия
В седьмом и последнем разделе мы видим частое обращение Магритта к изменению масштаба. Вдохновленный романами Льюиса Кэрола, в которых Алиса увеличивается и уменьшается, Магритт утрирует размер объектов до тех пор, пока они не станут необычными, чудовищными. Увеличивая, например, яблоко или камень, пока они не заполнят все пространство комнаты. Если при мимикрии тело пожиралось пространством, то теперь тело пожирает окружающее пространство.
Тот же эффект может быть получен с помощью левитации. Например, тайну изображения скалы, подвешенной в воздухе, Магритт объясняет следующим: «Предполагая, что камень должен упасть, зритель испытывает более сильное ощущение того, что такое камень, чем он имел бы, если бы камень был на земле. Сущность камня становится гораздо более заметной».
Свойство предмета раскрывается, когда мы помещаем его в ситуацию, несовместимую с обычным опытом.
"Тот, кто ищет символические значения в моих картинах, не уловит поэзии и тайны, присущих изображению."
Рене Магритт относил свое искусство к магическому реализму и не доверял любым попыткам интерпретаций, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами, это рассматривать их.
Пойдем, рассмотрим…