Фотоальбом

Обмануть изящно

Граффити Виктора Койоты у входа на выставку
NIKON D5100
4 23

Встретились как-то древнегреческие художники Зевксис и Парразий и стали спорить «кто лучше картины рисует», хвастаться друг перед другом. Зевксис раскрыл занавес на своей картине, где изобразил гроздь винограда, да так гиперреалистично натурально, что птицы прилетели виноград клевать. Довольный результатом, приблизился к работе Парразия, хотел собственноручно открыть занавес на картине соперника… Вдруг видит, а занавеска-то нарисованная!
Со словами «я обманул птиц, а ты сумел обмануть мои глаза», ну или с какими-то другими похожими словами, давно это было, в V веке до н. э., Зевксис оценил мастерство и признал победу Парразия.

Но на этом, как вы понимаете, дело не закончилось, свидетельством тому занимательная выставка, которую организовал Музей Тиссена-Борнемисы — «Гиперреализм. Искусство тромплей».

Trompe-l’oeil (тромплей) — так, элегантно и по-французски, называют технический приём с целью создания оптической иллюзии того, что изображённый предмет находится в трёхмерном пространстве, когда на самом деле нарисован в двухмерной плоскости.

По-русски — обманка.

А по-испански? Trampantojo (трампантохо). Trampa — обман, para — для, ojo — глаз. Мне больше нравится веселое испанское слово. Трам-пан-тó-хо. А вам?

На выставке представлено более 100 работ из музеев и частных коллекций всего мира. Произведения сгруппированы не в хронологическом порядке, а по сюжетным линиям и идеям, чтобы подчеркнуть преемственность жанра, которая продолжается по сей день. Всего восемь разделов: «Мизансцена», «Фигуры, рамки и пределы», «Отверстия для любопытных», «Притворные перегородки: доски и стены», «Идеальный беспорядок и уголок художника», «Призыв к чувствам», «Американское обновление и пробуждение», «Современная обманка».

Экспозиция «Hiperreal. El arte del trampantojo» продлится до 22 мая 2022 года.

"Натюрморт с птицей" (1795 г.) Жан Демонтрей
-- Какой ужас, дохлую птицу на выставку притащили, -- подумала я. А потом пригляделась... ой... она же деревянная. Облапошили меня, наивную, изящно обманули!
"После соколиной охоты", Корнелиус Норбертус Гийсбрехт (1671 г.)
Обычно на таких картинах все должно быть в натуральную величину, но тут у Корнелиуса масштаб чуть больше, поэтому вживую и вблизи -- заяц просто монструозный. Может раньше зайцы такого размера были? А может это и не заяц вовсе?
"Мертвая куропатка, подвешенная на гвоздь", Ян Баптист Веникс (1650-1651 гг.)
Первый раздел “Мизансцена” посвящен натюрморту. Натюрморты с едой и красочными предметами, натюрморты с дичью...
"Натюрморт с виноградом и птицей", Антонио Леонелли (1510 г.)
Вы же понимаете, что это не просто какой-то виноград и птица, а намек на того самого древнегреческого Зевксиса...
"Натюрморт с тортом и серебряным кувшином", Виллем Глас (1658 г.)
Всё превращается в обман, когда художник, обладающий знанием перспективы и техническим мастерством, очаровывает нас и заставляет поверить, что это реальность.
"Натюрморт с айвой" Изабель Кинтанилья (1984 г.)
В натюрмортах художники не только демонстрируют живописные способности, в основе большинства из них лежит подтекст: песочные часы, спелые фрукты, увядшие листья айвы напоминают о неизбежности смерти, скоротечности жизненных удовольствий, как физических, так и интеллектуальных.
"Тромплей с ребенком, выглядывающим из окна", Джозеф Плепп (1595-1642 гг.)
В следующем разделе, “Фигуры, рамки и пределы”, представлены персонажи, которые заглядывают в наш мир через окна с придуманными рамами. Художники играют с границами живописи, чтобы казалось, что мы живем в том же пространстве, что и персонажи картин.
"Бегство от критики" (1874 г.), Пер Боррель дель Касо, очень известная работа испанского художника, из коллекции Банка Испании.
Иллюзия усиливается, когда руки фигур выходят за предел окна, чтобы показать нам что-то, или когда фигуры пытаются вырваться из холста, в котором заперты.
"Святой Марк Евангелист"
Андреа Мантенья (1450 г.)
"Мадонна с младенцем", Карло Гривелли (1482-1483 гг.)
У Карло Гривелли с холста "сбегает" огурец .
"Портрет мужчины" (1500 г.), Раффаэллино дель Гарбо
На занавески обратите внимание. Чувствуете ветер?
"Портрет мужчины с кольцом" (1477 г.) Франческо дель Косса
Давай поженимся?
"Святой лик", Филипп де Шампань (1640 г.)
Иллюзионный занавес укорачивает поверхность картины, скрывает часть сцены и создает интересную игру между показанным и скрытым.
"Серебряная посуда в шкафу", Корнелиус Норбертус (1675 г.)
“Отверстия для любопытных” – третий раздел выставки. Дырки, углубления в стенах, ниши, окна, шкафы с полками – типичные сцены для trompe-l'oeil. Предметы или еда приближены к краям или выходят за пределы, пересекают диагонали и вторгаются в пространство зрителя, а в некоторых случаях металл или стекло отражают то, что находится перед ними.
"Две полки с нотными книгами" Джуссепе Мария Креспи (1720-1730 гг.)
Примеры полок с книгами или эксклюзивными предметами коллекционирования, шкафы с полуоткрытыми дверьми, а в них ключи, которые отбрасывают мощные тени и подчеркивают обман.
"Шкаф с предметами" Антонио Алеман
Иногда эти композиции также несут филосовский контекст: быстрота времени, суета и хрупкость жизни, бренность материального мира.
"Шкаф с предметами"
Бернардо Лоренте Герман, 1730 г.
"Тромплей со статуэткой Геракла"
Жан Валетт-Пено (1748 г.)
"Книжная полка"
Кеннет Дэвис (1951 г.)
Детали предыдущей картины
Детали предыдущей картины
Крестики-нолики
Правый верхний угол предыдущей картины
Правый верхний угол предыдущей картины
Это нарисованный клочок бумажки!
Детали предыдущей картины (сигаретка с пеплом)
Детали предыдущей картины (сигаретка с пеплом)
Моя подруга Мария не любит, когда сигаретный пепел падает на пол.
"Натюрморт курильщикa в нише"
Георг Флегель (1635 г.)
Клубника с
Клубника с "Натюрморта курильщика", Георг Флегель,1635 г., (детали предыдущей картины)
Покурил и заел клубничкой
"Оружейная", Якобус Билтус (1633-1681 гг.)
“Притворные перегородки: доски и стены”. В основе работ четвертого раздела -- стены, чаще всего покрытые деревом. На них подвешены разнообразные вещицы, посуда, снаряжение, какие-нибудь интересные бумажки, документы и рисунки, которые удерживаются лентами или шнурами, прикрепленными, в свою очередь, гвоздями с массивными головками. Некоторые из них представлены в таком тщательном и продуманном порядке, что кажутся иллюстрированными каталогами, предназначенными для требовательной и знатной публики.
"Оружейная", Якобус Билтус (1633-1681 гг.)
Обратите внимание на "масштаб происходящего", всё в натуральную величину.
"Натюрморт с охотничьими принадлежностями" (1665 г.), Йоханнес Лиманс
У художников обширный репертуар для удивления зрителя: оружие, охотничьи принадлежности, рабочий материал из мастерской, административные документы или личные предметы...
"Тромплей"
Педро де Акоста (1741 г.)
Детали предыдущей картины
Детали предыдущей картины
"Trompe-l’oeil"
Маркос Фернандес Корреа, 1667–1673 гг.
Коняжка с предыдущей картины
Коняжка с предыдущей картины
"Тромплей с выгравированным портретом Николя Буало"
Гаспар Гресли (1712-1756 гг.)
"Куодлибет с портретами современников и античными головами" Йохан Гаспар Фюссли, 1757 г.
“Идеальный беспорядок и уголок художника”. Quodlibet (Куодлибет) — это вариант trompe-l'oeil, в котором ряд личных предметов художника или заказчика произвольно размещается на поверхности и прикрепляется к ней с помощью поддельных лент, прибитых гвоздями, формирует ряды или сетки.
Детали предыдущей картины
Детали предыдущей картины
Как вам муха?
Куодлибет, Корнелиус Норбертус, 1675 г.
Куодлибет, Корнелиус Норбертус, 1675 г.
Когда в “организованных беспорядках” преобладают письменные принадлежности, такие как конверты, брошюры, открывалки для писем или ручки, они называются guardacartas (держатели писем) и были очень популярны в Голландии XVII века.
"Trompe-l'oeil"
Эдвард Коллиер, 1703 г.
"Trompe-l'oeil"
Корнелиус Норбертус, 1665 г.
"Тромплей с гравюрой Саррабата"
Жан Валле-Пено, 1703 г.
Детали предыдущей картины
Детали предыдущей картины
Подруга Мария показывает, что "нашла" в кармашке расческу для блох.
Подруга Мария показывает, что "нашла" в кармашке расческу для блох.
"Дерзкая Джоконда", Пьер Жилу, 1986 г.
Eще один поджанр trompe-l'oeil – «уголок художника». В таких работах представлены различные инструменты художника: кисти и палитра с еще свежими красками, мольберты и даже картины, слепки, эскизы, скульптуры, раскрываются детали самой мастерской... Поэтому иногда именно они считались подлинными автопортретами.
"Дерзкая Джоконда" поближе
Муха на груди Джоконды (детали предыдущей картины)
Муха на груди Джоконды (детали предыдущей картины)
“Тромплей с бюстом Венеры” Цезарь Ван Эвердинген, 1665 г.
“Тромплей с бюстом Венеры” Цезарь Ван Эвердинген, 1665 г.
“Призыв к чувствам” -- шестой раздел. Тема скульптуры занимала видное место в живописи с XV века, когда набирала популярность техника гризайль, разновидность монохромной живописи, имитирующая рельеф при изображении фигур в оформлении внешних створок триптихов и диптихов.
Диптих
Диптих "Благовещение", Ян Ван Эйк (1433-1435 гг.)
Крыло Архангела Гавриила выходит за пределы написанной рамки, а "скульптура" Девы Марии отражается на черном блестящем фоне. Эта картина, образец живописи гризайль, из постоянной экспозиции музея Тиссен-Борнемиса.
"Тромплей с партитурой, книгами, письмами и небольшой картиной"
Бернардо Лоренте Херман, 1730 г.
"Тромплей со скульптурными фигурами, гравюрой и занавеской", Бернардо Лоренте Херман, 1730 г.
С XVII века и в течение следующего столетия, особенно во Франции, во внутреннем убранстве зажиточных домов появляется мода на картины с воспроизведением всевозможных скульптур и резьбы.
"Весталки"
Якоб де Витт, 1748 г.
"Христос на кресте"
Жозеф-Мари Вьен Младший, 1818 г.
Детали (гвозди) предыдущей картины
Детали (гвозди) предыдущей картины
"Реликварий"
Жак Пуарье, 1928-2002 гг.
“Натюрморт с цветами: вид на гавань в обрамлении гирлянд”, Иоганн Рудольф Бис, 1713 г.
“Натюрморт с цветами: вид на гавань в обрамлении гирлянд”, Иоганн Рудольф Бис, 1713 г.
Цветочные композиции всегда присутствовали в картинах trompe-l'oeil, но в эпоху барокко полностью раскрывают свой потенциал, будь-то гирлянда или сложное обрамление вида, или просто как главные персонажи произведения.
"Цветы"
Клара фон Сиверс, 1877 г. Холст, масло, 81x60 см
"Пространственная трансцендентность", Генри Кадио, 1960 г.
Предпоследний раздел -- “Американское обновление и пробуждение”. В 19 веке, в жанре, который к тому времени уже был в упадке в Европе, в американском контексте происходит важное обновление. В своих творениях художники добавляют разнообразие в каталог элементов: изношенные вещи и другие предметы повседневного обихода. Речь идет о простых и популярных темах, часто символах самой американской культуры, с их помощью зрителю посылается сообщение пропитанное ностальгией по далеким временам, или рассказывается о текущих обстоятельствах и событиях. Такая более свободная форма интерпретации trompe-l'oeil станет одним из ключей к пониманию его эволюции в XX веке.
"Натюрморт с Яном Дэвидсом"
Кенне Грегдайр, 1997 г.
"Связанная тарелка", Пьер Дюкордо
Разбитая, связанная-склеенная, и с муравьём (вместо мухи)! Какое безобразие :) Да-да, это настоящая тарелка с нарисованными нитками, трещинами и муравьем.
"Ящик холостяка"
Джон Хабербе, 1890–1894 гг.
Детали предыдущей картины
Детали предыдущей картины
А чего еще ждать от холостяка?
"Для ипподрома", Джон Фредерик Пето, 1895 г.
Захотелось примерить кепочку, но стекло помешало :)
"Toms River", Джон Фредерик Пето, 1905 г.
Обратите внимание, рамка -- часть картины.
"Ощипанный", Уильям Майкл Харнетт , 1882 г.
Это как распятие, только с петухом.
"Ощипанный" поближе (детали предыдущей картины)
"Охотничье снаряжение"
Джордж Коуп, 1891 г.
"Земля", Арчимбольдо (1570 г.)
Последний раздел “Modern trompe-l'oeil “(современная обманка) объединяет ряд работ, которые отличаются остроумием и изобретательностью авторов, чем вызвают искреннее удивление зрителей. Например, «Земля» (1570 г.) безошибочно узнаваемого Джузеппе Арчимбольдо, где животные идеально сочетаются друг с другом и создают физиономию головы в профиль.
"Максимальная скорость Мадонны Рафаэля", Дали (1954 г.)
Видите Мадонну? Внимательно смотрите! Глаза, нос, губы
"Без названия. Рука. Стереоскопическое искусство"
Сальвадор Дали (1975-1978 гг.)
«Купюра в сто песет»
«Купюра в сто песет»
Мариано Фортуни-и-Мадрасо. 1898 г.
"NYC ATM", Цезарь Галисия (2014-2020 гг.)
Особое внимание уделено художникам XX и XXI веков. Эта работа гениальна, правда?
"Заколоченное окно"
Пьер Жилу (1982 г.)
"Курятник"
Жан-Франсуа де ле Мотт, 1653–1685 гг.
Работа  современного испанского художника  Херардо Пита
Работа современного испанского художника Херардо Пита "Сети. Рыбный порт Марбельи" (2015-2016 гг.)
Это не фотография, а картина маслом на холсте размером 97х162 см
Подпись художника в центре (детали предыдущей картины)
Подпись художника в центре (детали предыдущей картины)
Pабота скульптора Исидро Бласко,
Pабота скульптора Исидро Бласко, "Надземный поезд в Бруклине" (2022 г.)
Завершает выставку произведение скульптора Исидро Бласко «Поезд-надземка в Бруклине», сделанное специально для этой экспозиции. Задачей автора было создать что-то связанное с миром граффити, жизнью города. Работа переносит публику на улицу Нью-Йорка. Исидро трудился над ней два года, делал разные макеты. В конце концов, сконструировал пазл примерно из 200 идеально сочетающихся фрагментов.
Вид предыдущей работы сзади
Вид предыдущей работы сзади
Чтобы “вернуться в реальность”, я обошла конструкцию, посмотрела-проверила, прочно ли собрано. Непрочно. Хлипкая и деликатная конструкция. Как бы не задеть тут ничего и не развалить.
Потом надолго застряла в сувенирах, там все такое красивое, не могла выбрать “что же мне нужно”, в итоге решила, что “наверное ничего”. Вру. Не решила. Меня подруга Мария за шиворот вытащила и пристыдила за капиталистический консьюмеризм, напомнила, что времена-то нынче "гиперреалистические", не до сувениров.
Потом надолго застряла в сувенирах, там все такое красивое, не могла выбрать “что же мне нужно”, в итоге решила, что “наверное ничего”. Вру. Не решила. Меня подруга Мария за шиворот вытащила и пристыдила за капиталистический консьюмеризм, напомнила, что времена-то нынче "гиперреалистические", не до сувениров.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому
[ 0,10953 ] / [ 68 ] / [ 0,06743 ]