Фотоальбом

Немного оккультизма

NIKON D5100
6 22

В музее Тиссена всегда что-то придумывают, картины с места на место перевешивают, был бы повод. На этот раз поводом стала временная экспозиция «Lo Oculto» (Скрытое).
Выставка объединяет пятьдесят девять произведений искусства из коллекций Тиссена-Борнемисы (как из постоянной коллекции музея, так и из частных коллекций семьи Тиссена-Борнемисы), в которых обнаружены следы оккультизма. В полутемных залах, на стенах, почти к каждой картине дано подробное описание. Нам предлагают обратить внимание на незаметные детали и аспекты, расшифровывают скрытые значения, рассказывают секретики… А кто же откажется узнать секретики?
Выставка разделена на семь тем: алхимия, астрология, демонология, спиритизм, теософия, шаманизм, сны и предсказания. Продлится экспозиция до 24-го сентября, но что-то мне подсказывает, что не все желающие успеют посетить.
Делюсь, чем могу, не обессудьте.

José de Ribera, La piedad, 1633 год
José de Ribera, La piedad, 1633 год
Есть такая картина Хосе де Рибера, «Пьета» называется. Оказывается, между складками плащаницы, под плечом Христа на нас злобно смотрит глаз. Об этом не сказано ни в одной книге, это не изучается в университетах, и величайшие эксперты по Рибере не имели об этом ни малейшего представления. Почему? Да потому что глаз там спрятан с XVII века, а обнаружила его несколько месяцев назад смотрительница зала, одна из немногих, кто по долгу службы провела перед картиной больше времени, чем сам Рибера.
Тот самый
Тот самый "спрятанный глаз". Видите?
Но что это значит? Глаз художника? Или просто случайность, как собачка из облаков? Честно, у меня были большие сомнения… Если вам все-таки повезет, и увидите картину вживую, то заметите, что глаз слишком хорошо нарисован, чтобы быть случайным пересечением линий. Мне аж не по себе как-то стало, прям мурашки по спине. Может я просто впечатлительная? Рибера написал его специально. Но что он имел ввиду? Люди, которые разбираются в предмете, говорят (т. к. открытие недавнее, пока только теории), что это глаз встревоженного сатаны, перепуганного, потому что в католической традиции, между распятием и воскресением, Христос спускается в подземный мир, чтобы освободить невинные души со времен Адама и Евы.
Хосе де Рибера
Хосе де Рибера "Пьета"
В Евангелии от Никодима, одном из апокрифов (апокрифы — тексты, рассказывающие о жизни Иисуса, но почему-то не вошедшие в Библию, фактически, «апокрифический» означает скрытый) описывается ужас, который испытывает сатана, когда ему сообщают, что Христос собирается сойти, чтобы изгнать его и бросить в бездну вечного огня. Какой характер должен быть у назарянина, чтобы сам сатана боялся его?
Bramantino (Bartolomeo Suardi) 1490 год (фото с сайта музея)
Bramantino (Bartolomeo Suardi) 1490 год (фото с сайта музея)
Картина Брамантино называется «Воскресший Христос», но взгляните на нее, это больше похоже на "The Walking Dead". Очевидно, что действие происходит после распятия, потому что есть стигматы, язвы, плащаница... Однако символом воскресения всегда была заря. Здесь же -- другая энергия, больше похоже на похмелье. Какие глаза, кожа… Это как бы говорит о тех апокрифических днях Христа. На заднем плане — Харон с лодкой. А луна с лицом! Загадочная, наводящая на размышления…
Джорджия О'Киф
Джорджия О'Киф "Улица Нью-Йорка с Луной". Холст, масло. Коллекция Кармен Тиссен
Чтобы нарисовать свой первый небоскреб на Манхэттене, Джорджия О'Кифф выбрала здание Chatham – Чатем на 47-й улице, на фоне которого церковный шпиль кажется карликовым среди больших блоков без окон. Полная луна появляется между облаками, фонарный столб с аурой подобен звезде, а красный диск светофора совпадает с положением скрытого солнца. Луна, фонарный столб и светофор выровнены и создают таинственный мост между небом и землей. Выравнивание трех небесных тел называется сизигией, особенно Луны, Земли и Солнца. Сизигия вызывает весенние приливы (во время полнолуния) и квадратурные приливы (при новолунии). Эта картина напоминает диаграммы, изображающие весенние приливы сизигии, с луной вверху, землей посередине и солнцем внизу.
Кристоф Амбергер
Кристоф Амбергер "Портрет Маттеуса Шварца", 1542 г. масло на доске, Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
На портрете Маттеуса Шварца художник нарисовал астральную карту натурщика на небе. Пару лет назад астролог Висенте Кассанья проанализировал карту Шварца так: «Многогранный человек с художественным, дальновидным темпераментом и интересным философским или духовным компонентом». Согласно Кассанье, астральная карта говорит о том, что перед нами человек, склонный к самоанализу, гордящийся своим рангом и большой любитель искусства и красоты.
Детали предыдущей картины
Детали предыдущей картины
Таким образом, помимо его лица, мы также знаем кое-что о его душе. Известно, что этот сеньор работал ясновидящим при дворе Карла II, любил экстравагантную одежду и издал первую книгу-каталог испанской моды. Похоже, что парень добился своего — оказался в музее!
Чарльз Берчфилд
Чарльз Берчфилд "Орион зимой", 1962 Акварель на бумаге
Чарльз Берчфилд много раз писал звездное небо. Его любимое созвездие великого охотника Ориона появляется в нескольких работах. Бессонной ночью в ноябре 1933 года, «истязаемый множеством мыслей», он созерцал небо, среди облаков увидел три яркие звезды и узнал пояс Ориона: «Чувство покоя и утешения охватило меня, когда я увидел эту красивую группу, как будто кто-то сказал мне «Все хорошо». Берчфилд начал писать «Орион зимой» в ночь на 20 февраля 1962 года, в день, когда астронавт Джон Гленн превратился в первого американца, вышедшего на орбиту Земли. Художник говорил, что хотел запечатлеть ощущение «всего космического пространства за пределами земли… округлость вселенной».
"Солнце и Луна", смешанная техника
Работа австрийца Фриденсрайх Хундертвассер отсылает к Густаву Климту, Эгону Шиле и венскому декоративному модернизму. Название намекает на бога солнца Уицилопочтли и его сестру Мецтли -- луну, из мифологии ацтеков. На картине два астробожества выглядят как братья-близнецы, различаются только тем, что солнечные лучи золотые, а лунные — серебряные, что предполагает отсылку как к астрологии, так и к алхимии. Два лица покрыты множеством спиралей: «Спираль, — пояснил художник, — это символ жизни и смерти. […] Далекие звезды расположены по спирали, как и молекулы. […] Наша Земля описывает спиральный ход, то есть мы движемся по кругу, но никогда не возвращаемся в ту же точку».
Джозеф Корнелл
Джозеф Корнелл "Синий мыльный пузырь", 1949—1950 гг.
Уединившись в скромном доме в районе Квинс в Нью-Йорке, Корнелл посвятил жизнь созданию маленьких волшебных театров из выброшенных или незначительных предметов. В них всегда присутствует очарование звездами. Коробка из серии, начатой в 1936 году ("наборы мыльных пузырей"), переносит на пляж с морем и ночным небом; в нижнем ящике на ложе из песка лежат морская звезда и два серебряных шара, представляющих две планеты. Подвешенное металлическое кольцо — это луна, контролирующая приливы и отливы; хрустальные бокалы — колыбель жизни, а четыре цилиндра — четыре члена семьи художника.
Джозеф Корнелл
Джозеф Корнелл "Синий мыльный пузырь", 1949—1950 гг.
Созвездия появляются на боковых плоскостях: слева Скорпион и Весы, справа — Близнецы и Лев и с обеих сторон внизу -- Большой Ковш. Корнелл ассоциировал любимые созвездия с друзьями, танцорами или кинозвездами.
Картина маслом голландского художника Савери,
Картина маслом голландского художника Савери, "Панорамный вид навеянный пейзажами Тироля".
Слева, на переднем плане, Савери воссоздает вход в пещеру, намекая на спрятанные в горе сокровища. Поваленные деревья отражают жестокость человека по отношению к земле. Из пещеры начинается символический маршрут, пересекает замок в центре картины и завершается пиками на заднем плане. Для создания глубины художник использует ограниченную палитру охры, синего и зеленого. Темными тонами на переднем плане пишет скалы и леса, оттенками зеленого – близлежащие горы и луга, синие цвета предназначены для далеких пиков, создают эффект размытого неба и речного тумана. С возвышения в правом нижнем углу виден город, замок и фигуры, стратегически расположенные на скале.
Детали предыдущей картины
Детали предыдущей картины
Работа датирована 1609 годом, заказана живописцу императором Рудольфом II, увлеченным алхимией и сказочными минеральными богатствами Тироля.
В серии панелей, посвященных жизни четырех евангелистов, немец Габриэль Мелесскирхер изобразил святого Марка, который берет со стола книгу и уже написал первую страницу Евангелия: «Iniclum evangellum thesu xpy fill Del sicut scriptum est [Начало Евангелие Иисуса Христа, сына Божия. Как написано...). На стене висит лист со знаками зодиака с датой 1478 года и надписью «las tafel», что значит Aderlasskalender или календарь кровопусканий, астрологический альманах с указанием благоприятного времени для очищения тела. . . .
В серии панелей, посвященных жизни четырех евангелистов, немец Габриэль Мелесскирхер изобразил святого Марка, который берет со стола книгу и уже написал первую страницу Евангелия: «Iniclum evangellum thesu xpy fill Del sicut scriptum est [Начало Евангелие Иисуса Христа, сына Божия. Как написано...). На стене висит лист со знаками зодиака с датой 1478 года и надписью «las tafel», что значит Aderlasskalender или календарь кровопусканий, астрологический альманах с указанием благоприятного времени для очищения тела. . . .
"Астрология — это метод гадания с целью  предсказания человеческих характеров и событий путем наблюдения и интерпретации звезд. Он основывается на предположении, что небесные тела в своих постоянных или временных сочетаниях могут указывать или даже определять ход событий в подлунном мире. Астрология зародилась в связи с представлением о геоцентрической вселенной, в которой солнце, луна и планеты вращались вокруг земли, а звезды были закреплены в сфере, в центре которой находится наша планета. Новая физика Галилея вытолкнула астрологию за пределы науки, но интерес к звездам и их влиянию сохранился в изобразительном искусстве вплоть до нашего времени."
"Астрология — это метод гадания с целью предсказания человеческих характеров и событий путем наблюдения и интерпретации звезд. Он основывается на предположении, что небесные тела в своих постоянных или временных сочетаниях могут указывать или даже определять ход событий в подлунном мире. Астрология зародилась в связи с представлением о геоцентрической вселенной, в которой солнце, луна и планеты вращались вокруг земли, а звезды были закреплены в сфере, в центре которой находится наша планета. Новая физика Галилея вытолкнула астрологию за пределы науки, но интерес к звездам и их влиянию сохранился в изобразительном искусстве вплоть до нашего времени."
Детали предыдущей картины
Детали предыдущей картины
Просто лев с крыльями понравился... И тапочки!
Себастьяно Риччи
Себастьяно Риччи "Нептун и Амфитрита", около 1691-1694
детали предыдущей картины
детали предыдущей картины
Себастьяно Риччи  Вакх и Ариадна, около 1691-1694
Себастьяно Риччи Вакх и Ариадна, около 1691-1694
Эта пара картин представляет собой свадьбы двух божеств, Вакха и Нептуна, каждое изображение связано с мифологическим происхождением созвездия. На свадебном пиру Вакха и Ариадны одна фигура наполняет чашу Ариадны вином, а другая держит на ее голове жемчужный венец, превращенный в звезды (Corona Borealis). Нептун женится на Нереиде Амфитрите; дельфины, отправившиеся на ее поиски, награждаются созвездием (Дельфин).
тигрица с предыдущей картины
тигрица с предыдущей картины
Кристиан Шад
Кристиан Шад "Портрет доктора Хаустейна", 1928 г. Холст, масло. Национальный музей Тиссена-Борнемисы Мадрид
Что означает эта зловещая тень позади? Доктор из Берлина начала 20-го века, видный специалист в области венерических заболеваний, женатый ... Тень позади -- силуэт Сун, его любовницы. По словам друзей, Хаустейн сексуально зависел от нее. Его жена, узнав об измене, покончила жизнь самоубийством. Годы спустя Хаустейна арестовало гестапо, и он тоже покончил жизнь самоубийством. Какой ужас.
Портрет Джорджа Дая, Френсис Бэкон
Портрет Джорджа Дая, Френсис Бэкон
Джордж Дайер, бывший преступник и любовник Бэкона, в одиночестве в пустом пространстве вращается на кресле перед странным зеркалом, видит отражение – искаженное лицо, искривленное судорогой, как под действием неуправляемой силы. Это ощущение усиливает ореол кругового света.
Портрет Джорджа Дая, Френсис Бэкон
Портрет Джорджа Дая, Френсис Бэкон
На картине запечатлена тревожная двойственность человеческого бытия и внутренние терзания творца. У Дайера с Бэконом были страстные и бурные отношения. В 1971 году, за два дня до крупной выставки Бэкона в Париже, Дайер трагически скончался от передозировки в гостиничном номере. По словам биографа Бэкона Майкла Пеппиата, его смерть придала работам, подобным этой картине, пророческий характер.
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения", 1944 г.
Гала, жена Далли, спит обнаженной на скале. Жужжание пчелы, которая летает вокруг граната, вызывает у спящей сон, изображенный в верхней половине картины. Из гигантского граната выныривает рыба, два тигра и винтовка со штыком.
Дали запечатлел момент сна. Для этого он обратился к миру цирка и магии: тигры, например, очень похожи на тигров с афиши цирка братьев Ринглинг, а поза Галы могла быть взята с афиши мага начала 20 века. Хитрый Дали думал, что мы об этом не узнаем!
Дали запечатлел момент сна. Для этого он обратился к миру цирка и магии: тигры, например, очень похожи на тигров с афиши цирка братьев Ринглинг, а поза Галы могла быть взята с афиши мага начала 20 века. Хитрый Дали думал, что мы об этом не узнаем!
Женщина перед зеркалом, 1936 г.
Женщина перед зеркалом, 1936 г.
Картина Поля Дельво созвучна с «Эдипом и Сфинксом» Энгра (Лувр): бюст в зеркале, кружевные ленты напоминают передние ноги сфинкса, а на заднем плане между стенами скал виднеется узкое отверстие в небо. Изменение пола мифологического субъекта заменяет центральную асимметрию мифа (мужское/женское, человеческое/нечеловеческое) на фундаментальную симметрию: лунатическая женщина в гроте советуется с другой женщиной, собственным отражением в зеркале.
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Эдип и Сфинкс",1808. Та самая картина из Лувра, которая вдохновила Поля Дельво.
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Эдип и Сфинкс",1808. Та самая картина из Лувра, которая вдохновила Поля Дельво.
Дельво развенчивает миф и удваивает загадку – не Эдип борется со сфинксом, а сама сфинкс вопрошает себя.
Дельво развенчивает миф и удваивает загадку – не Эдип борется со сфинксом, а сама сфинкс вопрошает себя.
Аршил Горки
Аршил Горки "Последняя картина" (Черный монах), 1948
"Это была, пожалуй, последняя картина Аршила Горки перед самоубийством 21 июля 1948 года. По словам его друга, галериста Жюльена Леви, за несколько недель до смерти Горки много раз перечитывал рассказ Антона Чехова «Черный монах». Его главный герой – Андрей Коврин, талантливый человек, которому начинает являться черный монах, убеждающий в том, что он гений, которому суждено спасти человечество. Жена и тесть Коврина отправили его на лечение и положили конец галлюцинациям, но одновременно его счастью и замечательным качествам. Он становится посредственным, ожесточенным и ненавистным, уничтожает свои сочинения, разводится с женой, из-за него умирает тесть. В конце концов монах снова появляется и упрекает в том, что он не поверил в свою гениальность. Коврин страдает сильным кровотечением и умирает с улыбкой. Без сомнения, Горки отождествлял себя с дилеммой Коврина и ее разрешением. На картине можно распознать два облика черного монаха: на заднем плане большая фигура с поднятым кулаком и головой совы и на переднем плане маленькая черная фигура. В ящике лежит тело, а под ним шар из красных линий, намекающий на лужу крови, в которой оказывается Коврин."
Лукас Кранах Старший, около 1530-1534 гг.
Лукас Кранах Старший, около 1530-1534 гг. "Нимфа у фонтана"
Нимфа у фонтана Касталия, из него пили воду философы и поэты в поисках вдохновения. Нимфа лежит на густом газоне, в неестественной позе: голова опирается на правую руку, туловище повернуто к зрителю, левая нога скрещена. Поза нимфы отсылает нас к Венере Джорджоне и к Венере Тициана.
Лукас Кранах Старший написал несколько версий этого сюжета -- нимфа, рядом с фонтаном, явно спящая, с надписью на латыни, призывающей уважать ее сон. Композиция, кажется, вдохновлена гравюрой Франческо Колонны «Гипнеротомахия Полифил», на ней изображена спящая нимфа, созерцаемая двумя маленькими фавнами и сатиром, который не дает ей заснуть. В первой версии спящей нимфы Кранаха ( в лейпцигском музее) фонтан венчает фигура сатира. В нимфе Тиссена сатир исчез, но  появляется большая скала в форме гротескной головы. Кранах очень любил вносить в скалы зооморфные и антропоморфные предположения.  Сатир как бы скрыт в самой природе: его голова в скале-истоке, а фаллос в обрубленной ветке дерева, на котором висит колчан со стрелами. Оказывается, иконография античного сатира является одним из источников христианского образа дьявола
Лукас Кранах Старший написал несколько версий этого сюжета -- нимфа, рядом с фонтаном, явно спящая, с надписью на латыни, призывающей уважать ее сон. Композиция, кажется, вдохновлена гравюрой Франческо Колонны «Гипнеротомахия Полифил», на ней изображена спящая нимфа, созерцаемая двумя маленькими фавнами и сатиром, который не дает ей заснуть. В первой версии спящей нимфы Кранаха ( в лейпцигском музее) фонтан венчает фигура сатира. В нимфе Тиссена сатир исчез, но появляется большая скала в форме гротескной головы. Кранах очень любил вносить в скалы зооморфные и антропоморфные предположения. Сатир как бы скрыт в самой природе: его голова в скале-истоке, а фаллос в обрубленной ветке дерева, на котором висит колчан со стрелами. Оказывается, иконография античного сатира является одним из источников христианского образа дьявола
Ганс Бальдунг Грин, фрагмент картины
Ганс Бальдунг Грин, фрагмент картины "Адам и Ева", 1531
Немец Ганс Бальдунг Грин очень любил ведьмовские сцены и темы, сочетающие в себе эротику и мрачность. Ева обхватывает одной рукой ствол дерева (на ветке которого притаился змей), а в другой держит яблоко, но не предлагает его Адаму. Он сам проявляет инициативу, обнимая ее с откровенно эротическим намерением.
В этой же позе он появился на гравюре Бальдунга 1519 года, с черепом вместо лица. А в другом Бальдунге, "Смерти и Деве" примерно 1520 года, сама Смерть занимает место Адама. Адам превращается в Смерть, которая, в свою очередь, является маской лукавого, о чем свидетельствуют заостренное лицо, роговидные кудри и злобные глаза.
"Метрополис" Джордж Гросс, 1916—1917 гг.
Эта работа рассказывает об ускорении городской жизни, как о роковой судьбе современного человека. Адская жизнь запечатлена через резкие линии, жесткую перспективу и красный цвет, который исходит от палящего солнечного шара, освещающего композицию. Это современная версия "ада" Босха и «Триумфа смерти» Питера Брейгеля. Среди машин и трамваев, пущенных по проспектам, среди бешеной толпы различим катафалк, фигуры гниющих трупов, одержимых бесами скелетов.
Уиллард Л. Меткалф
Уиллард Л. Меткалф "Пикник", 1907 г. Холст, масло. Коллекция Кармен Тиссен
Уиллард Л. Меткалф считается одним из немногих североамериканских импрессионистов, уловивших суть американского пейзажа
Пикник происходит на заднем плане. А перед лесной поляной мы наблюдаем одинокую женскую фигуру, ее прозрачное тело сливается с осенней растительностью и словно парит в воздухе, заставляя подозревать, что это привидение.
Пикник происходит на заднем плане. А перед лесной поляной мы наблюдаем одинокую женскую фигуру, ее прозрачное тело сливается с осенней растительностью и словно парит в воздухе, заставляя подозревать, что это привидение.
Эдвард Мунк. Закат, 1888 г. Холст, масло. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Эдвард Мунк. Закат, 1888 г. Холст, масло. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
С самого начала карьеры Эдвард Мунк стремился запечатлеть тревогу и одиночество современного человека. Летом 1888 года он отправился в небольшой норвежский городок Вренген, где написал портрет сестры Лауры. С отсутствующим выражением лица, защищенная соломенной шляпой, меланхоличная молодая женщина сидит в профиль на переднем плане слева, рядом с домом у берега. Вдалеке виднеются две фигуры. На этой картине есть "призрак". Вы увидите его, если внимательно присмотреться...
Фигура сестры Мунка, Лауры, соседствует с остатками стертой фигуры другой ее сестры -- Ингер, стоящей в центре картины, что видно на рентгене. По какой-то причине Мунк решил удалить ее.
Фигура сестры Мунка, Лауры, соседствует с остатками стертой фигуры другой ее сестры -- Ингер, стоящей в центре картины, что видно на рентгене. По какой-то причине Мунк решил удалить ее.
Кинсон Гримшоу (Grimshaw), 1880 г.
Кинсон Гримшоу (Grimshaw), 1880 г. "Вечер с луной" Картон Кармен Тиссен
Гримшоу изобрел новый тип городского ноктюрна, где улицы в свете газовых фонарей приобретают ореол таинственности: за большой стеной освещенный особняк, одинокая женская фигура ожидает снаружи в вечернем свете луны. . . . . Я разглядывала детали волшебной картины, вдруг слышу, как за моей спиной заиграло радио. Что за люди, ходят по выставке с радио?! Звуки не прекращались и становились назойливее. Моей толерантности пришел предел, я все-таки повернулась, чтобы выразить возмущение нарушителям спокойствия. Звуки радио повернулись вместе со мной... Окружающие смотрели с недоумением, как я достаю из заднего кармана телефон с орущим радио. Радио не хотело выключаться, пришлось выключить телефон. Тишина. -- Это такой странный выстафка, -- сказала с легким английским акцентом одна из посетительниц --- сал "Спиритисма", духи пытаться свясаться с вами...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому
[ 0,14683 ] / [ 69 ] / [ 0,10728 ]